Позвоните нам по телефону
+375 44 734 3311
или закажите обратный звонок
Заказать звонок

Новости

Электротранспорт с точки зрения закона

Электротранспорт с точки зрения закона
01.03.2021

Электротранспорт с точки зрения закона

01.03.2021
Самокаты, велосипеды, сигвеи и прочий транспорт на электротяге становятся все популярнее. И законодательство не успевает за этой модой - правовой статус электротранспорта ещё не совсем определен, а водители самокатов и моноколес не считаются равноправными участниками дорожного движения. В этой статье мы выясним, к какому виду транспортных средств относятся аппараты на электротяге и какие правила должны соблюдать их водители с точки зрения законов Белоруссии. 

    Внимание - в 2020 году ещё не появилось точных нормативных актов, которые бы четко регламентировали статус и использование электросамокатов, электроскутеров и подобного транспорта. Поэтому в этой статье мы основывались на комментариях, полученных от официальных лиц, а также данных, появившихся в результате расследований прецедентов. 

    Правки в ПДД, касающиеся статуса электротранспорта, уже давно назрели - их обсуждают с середины 2019 года. Законопроект предлагает изменить правила дорожного движения - например, признать мопедом механическое транспортное средство с 2 или 3 колесами и двигателем внутреннего сгорания объемом до 50 кубов. Здесь же может быть установлен и электродвигатель с мощностью в пределах от 0,25 кВт и до 4 кВт, а скорость его должна быть не больше 50 км/час. Следуя этому же законопроекту, пешеходом становится лицо, движущееся с помощью механических приспособлений с электродвигателем и максимальной скоростью в 25 км/час. Правда, из этого списка исключается велосипед, зато пешеходами признаются лица, передвигающиеся на самокатах, сигвеях, гироскутерах. 

    Однако законопроект в такой редакции вызвал неоднозначную реакцию автомобилистов и общества Белоруссии. Представители Госавтоинспекции признаются, что тема статуса и правил передвижения средств персональной мобильности - так предлагают называть самокаты, сигвеи и гироскутеры - можно обсуждать очень долго и не прийти к общему мнению. 

    В конце 2019 года начальник управления ГАИ МВД Дмитрий Корзюк на брифинге сообщил, что новый законопроект, который изменит правила дорожного движения относительно лёгкого электротранспорта, уже почти готов и скоро выйдет на стадию согласования. На том же брифинге он рассказал, что пока новых правил нет, мобильный электротранспорт относится к средствам персональной мобильности, а его водитель приравнивается к пешеходу, и ответственность он будет нести как пешеход. 

    Пока нет точных правил передвижения на средствах персональной мобильности, точно можно сказать одно: на электровелосипеде, гироскутере, самокате с электротягой, моноколесе с любой мощностью можно ехать по тротуарам, велосипедным дорожкам, пешеходным зонам без штрафов. 

    Правда, с движением электротранспорта по дорогам общего пользования далеко не все так однозначно. Мы не рекомендуем передвигаться на самокатах, гироскутерах, моноколесах и велосипедах на электротяге по трассам общего пользования. В случае аварийной ситуации определение виновника и санкции за нарушение будут зависеть от трактовки конкретного сотрудника ГАИ. Например, был прецедент в 2019 году - в Минске бармен, бывший в состоянии алкогольного опьянения, ехал на электросамокате по пустой трассе. Его остановили сотрудники ГАИ, отправили на медицинскую экспертизу. В результате он лишился прав на три года - и не только на управление своего самоката, но и автомобиля тоже. 

    Рассмотрим другой пример. Если у  вас во владении электроскутер Cito Coco и вы планируете ездить на нем по автомобильным дорогам, относитесь к своему транспорту как к мопеду. На случай встречи с сотрудниками ГАИ лучше иметь водительское удостоверение категории АМ или выше, надеть мотошлем, пройти процедуру страховки транспортного средства, техосмотр. Водитель должен быть старше 16 лет. Некоторые пункты из этой программы выполнить не представляется возможным. 

    Наш сайт следит за обновлением законодательства в сфере электротранспорта и средств персональной мобильности - как только появятся новые данные, мы выпустим новую статью. 

    Помните - при покупке электротранспорта в нашем магазине мы проведем консультацию в том числе и по правовым вопросам его использования.